«Советское» помнится нам классическим украшением новогоднего стола, —Cristal— стал символом роскошной жизни и празднования по-американски… А сколько еще есть интереснейших марок, регулярно попадающих в рейтинги наиболее статусных и поэтому заслуживающих внимания!
Предлагаем восполнить этот пробел – давайте познакомимся с винной элитой и взглянем на самое дорогое шампанское в мире: узнаем названия, историю успеха, характерные особенности, причины высокой цены. Возможно, одно из них когда-нибудь окажется в ваших руках, и тогда вы будете в полной мере понимать, какое сокровище заполучили.
- Что влияет на стоимость шампанского
- Как регион производства влияет на цену?
- Как стоимость зависит от метода выпуска
- Хорошая легенда = дорогое шампанское
- Как на стоимость влияют сахар и давление
- Рейтинг дорогих марок шампанского
- Cristal Brut 1990
- Krug 1928
- White Gold Jeroboam от Dom Perignon
- Pernod-Ricard Perrier-Jouet
- Heidsieck
- Gout de Diamants
- Veuve Clicquot 1883
Что влияет на стоимость шампанского
Ключевых факторов 5:
- регион выпуска и сорт использованного винограда;
- метод производства;
- легенда, то есть история шампанского;
- уровень сахара;
- давление в бутылке.
Начнем с самого важного – с места выпуска напитка.
Как регион производства влияет на цену?
Напрямую, ведь именно он помогает подтвердить аутентичность алкоголя. Строго говоря, шампанским может считаться только то игристое вино, которое было изготовлено в регионе Шампань, причем из произраставшего там же винограда. Плоды должны быть определенного сорта – из числа 7 допустимых. Чаще всего используются 3: —пино-нуар—, —шардоне— и пино-мёнье, а также ассамбляжи на их основе. Даже технология подрезки лозы и сбора урожая должна быть соблюдена согласно всем требованиям INAO.
Если напиток выпущен в ином регионе или вообще в другой стране, если он сделан из не того сорта винограда, его вообще нельзя считать шампанским. Французы относятся к этому вопросу очень серьезно и защищают оригинальность своей национальной алкогольной гордости во всех инстанциях, начиная с 1891 года и подписания Мадридского договора.
Даже такое очень популярное, вкусное и достаточно дорогое игристое вино, как —Asti—, не является шампанским. И это несмотря на то, что его название защищено по географическому признаку. Просто выпускается Асти в Пьемонте, то есть в Италии.
Более того, французы до сих пор ведут юридические споры о правомерности использования слова «шампанское» в паре со всем известным наименованием —«Советское»— и пока уверенно побеждают. Несмотря на все уловки российской стороны с попытками выделить выпускаемые игристые вина в отдельный вид продукции, к 2022 году производителям из РФ придется отказаться от использования аутентичных терминов.
Знаете ли вы? Именно бескомпромиссная борьба за сохранение авторских прав сделала алкоголь из Шампани столь исключительным. Раз настоящий напиток производится только в одном регионе, значит, он по определению не может стоить дешево – все гениальное просто. Даже цены на виноградники в этой французской области начинаются от 1 млн. евро за гектар, и то местные жители не спешат продавать землю.
Как стоимость зависит от метода выпуска
Есть две технологии производства:
- традиционная (классическая) – предполагает вторичное брожение уже после розлива, прямо в плотно закупоренных бутылках;
- резервуарная (Шарма/Мартинотти) – все фазы ферментации проходят в одной емкости; после чего уже газированный напиток разливается по таре.
Первый метод считается каноническим и защищен местными законами, плюс он сравнительно более затратный и трудоемкий. Поэтому шампанское, выпущенное по традиционной технологии, при прочих равных стоит дороже, чем резервуарное.
Хорошая легенда = дорогое шампанское
Чем красивее и богаче история напитка, тем выше его популярность, тем элитарнее статус, а значит, тем серьезнее цена. Справедливость данного правила подтверждает буквально каждая престижная серия шампанского:
- Пушкин в своих произведениях (в том же «Евгении Онегине») неоднократно восхищался Вдовой Клико.
- На новый виток популярности —Моет— вывела Елизавета II, сделав винный дом Королевским поставщиком шампанского.
- Спецагент Джеймс Бонд в романах Яна Флеминга и фильмах по ним с удовольствием пил —Боллинджер—.
- Марки Дом Периньон стали всемирно популярными (и такими дорогими) из-за распространения легенды об одноименном монахе, якобы придумавшем технологию производства шампанского.
Своя история есть у каждой серии, и знакомиться с легендами бывает столь увлекательно, что цена перестает казаться высокой.
Как на стоимость влияют сахар и давление
Чем суше напиток, тем чище его вкус. Поэтому при прочих равных extra brut, в котором сахара до 6 г/л, более дорогой, чем demi-sec, чья сладость достигает 32-50 г/л.
Кроме того, чем выше давление в бутылке, тем существеннее цена. Согласно стандартам ЕС, минимальный показатель для шампанского составляет 3 атмосферы, но у элитных сортов он доходит и до 5-6 атмосфер. Давление в 2-3 раза сильнее, чем в шине автомобиля!
Знаете ли вы? Чем теплее напиток, тем сильнее пробка будет вылетать из бутылки. Скорость может достигать 100 км/ч. Поэтому открывать, а значит, и подавать любое игристое вино рекомендуется хорошенько охлажденным – в целях безопасности окружающих.
Рейтинг дорогих марок шампанского
Достойных представителей столько, что составить можно далеко не один топ или хит-парад. Так что мы включаем в рейтинг именно коллекционное шампанское, по принципу «один винный дом – одна история – одна марка». Как говорится, чтобы не обидеть никого из производителей и объективно осветить положение дел. Получилась очень интересная семерка (6 брендов + бонус).
Cristal Brut 1990
Классика роскошной жизни последних десятилетий, любимая богемой, начиная от рэперов и заканчивая известными молодыми футболистами. За годы производства было выпущено в разных вариациях, но конкретно Cristal Brut 1990 ушло с молотка аукциона Сотбис за 17 000 долларов. Столь внушительную сумму анонимный коллекционер в 2005 году заплатил за эксклюзивно оформленную бутылку объемом в 6 л.
Krug 1928
Сделано из винограда 1926 года (урожай которого признан едва ли не наиболее удачным), разлито в 1938. Элитарная классика с уже 70-летней историей и самое дорогое шампанское под названием Krug. Бутылка объемом в 0,75 л продается за 21 000 долларов. И эстеты, когда только появляется возможность, покупают его – не пить, а восхищаться.
White Gold Jeroboam от Dom Perignon
Судя по всему, монах, «придумавший» игристое вино, был еще тем хитрецом, и какая-то часть его находчивости определенно передалась современным маркетологам бренда. Иначе как объяснить тот факт, что в 2005 году они продали бутылку White Gold Jeroboam за 40 000 долларов, в то время как обычный белый Дом Периньон стоил в районе 350 долларов. Конечно, обмана никакого нет, и весь секрет кроется в эксклюзивной «серебряной» упаковке. Как видите, высокую цену можно заплатить и за тару, а не за само шампанское.
Pernod-Ricard Perrier-Jouet
Тот случай, когда продается целый набор. Что символизируют собой 12 бутылок? Месяцы, знаки Зодиака, какой-то абстрактный завершенный цикл? Покупателю остается только гадать, но за цену в 50 000 долларов (стоимость набора) он может выбрать сорт винограда, из которого ему сделают шампанское, и даже 8 месяцев хранить заказанную коллекцию в подвалах производителя.
Heidsieck
Из всех многочисленных серий бренда речь пойдет о той, которую выпустили специально для Николая II. К столу императора эта партия не попала, затонув по пути в Россию. В 1997 году удалось вытащить на поверхность 200 бутылок, и каждая из них ушла с молотка в среднем по 270 000 долларов. Интересно, что покупателями были русские предприниматели.
Gout de Diamants
В 2013 году, при участии дизайнера Александра Амосу, бала выпущена самая дорогая бутылка шампанского в мире. Gout de Diamants объемом в 0,75 л стоит, внимание, 2 миллиона и еще 70 тысяч долларов! Беспрецедентная цена объясняется не только виноградом Гран Крю, но и оформлением. Рекордсменка украшена эмблемой бренда, выполненной вручную из белого золота и сверкающей 19-каратовым бриллиантом.
Veuve Clicquot 1883
Конечно, не все измеряется исключительно деньгами. Есть по-настоящему бесценные напитки, уникальные настолько, что их точную стоимость просто нельзя назвать. Одним из таких эксклюзивов сегодня может похвастаться знаменитый бренд Вдова Клико.
В 2008 году свежеиспеченный владелец шотландского замка Торосэй Крис Джеймс пригласил слесаря, чтобы вскрыть старинный буфет, доставшийся от предыдущего хозяина. Когда мастер справился с замком, мужчины увидели небольшой алкогольный запас. Настоящей жемчужиной находки стала бутылка Вдовы Клико, закупоренная в 1883 году и хранившаяся в течение 111 лет. И вот насколько это дорогое шампанское? Сложно сказать, но штаб-квартиру производителя оно украшает, вот уже десятилетие являясь краеугольным камнем выставки в Реймсе.
Отдельного упоминания заслуживает самое дорогое шампанское, представленное в России, потому что непосредственно в РФ, не заказывая через интернет, можно купить далеко не все авторитетнейшие и популярнейшие марки. Топ формируют винтажные брюты, начиная от серий Pol Roger и Louis Roederer по 10-11 000 рублей за 0,75 л и заканчивая линейками Salon S 20-летней выдержки, цена которых доходит до 90 000 рублей.
Все названные марки стали легендами, познакомиться с которыми лично – большая удача, а купить одну из них – цель многих ценителей алкоголя. Но не стоит жить только лишь мечтой. Не сомневайтесь, в хорошей компании и при достойном поводе даже бюджетная —Ореанда— способна заиграть лучшими красками и показаться напитком богов.